Вид концентрационного лагеря Гузен после освобождения, 27 июня,1945. USHMM (83816), предоставлено Управлением Национальных Архивов и Учетных Документов.

Весной 1944 года группа из нескольких сотен итальянских заключенных лагеря Гузен работала в каменном карьере на территории Верхней Австрии. Прекрасно осознавая, что назначение на эту работу вполне может привести к смертному приговору, люди, не сговариваясь, сложили инструменты и хором запели революционную рабочую песню "Вперед, народ" (ит. Avanti Popolo) или "Красное знамя"), известную коммунистически настроенным рабочим всей Европы. Эсэсовцы, потрясенные этим актом сопротивления, немедленно окружили узников и начали стрелять в них без разбора. Многие были убиты на месте, отдельных выживших узников эсэсовцы перевели в разные филиалы лагеря для того, чтобы уничтожить чувство солидарности между ними. Этот драматический жест неповиновения был скорее исключением из правила, но он говорит как об уровне политических убеждений заключенных, так и о суровых условиях жизни в австрийском концлагере Гузен, филиале лагеря Маутхаузен. Заключенные, которых отправляли в этот лагерь, были фактически обречены на смерть в процессе непосильного труда.

Организация лагеря Гузен началась в декабре 1939 года, первые заключенные прибыли сюда весной 1940 года. Потребность в новом лагере объяснялась стремительным ростом населения Маутхаузена, кроме того, нацисты планировали построить обширный лагерный комплекс на прибыльных гранитных каменоломнях этого района. В лагерь начали прибывать тысячи польских заключенных, в основном, это были участники движения Сопротивления и представители интеллигенции. Гузен, как и его прототип  Маутхаузен, был предназначен, в первую очередь, для политических заключенных и противников нацистского режима. Население лагеря стремительно увеличивалось за счет тысяч узников разных национальностей: русских, испанцев, югославов, французов и венгров. Евреи, как это было характерно для подобных лагерей, находились в самом низу лагерной  иерархии. Им не полагалось никакой медицинской помощи, не выдавалась зимняя одежда, а иногда их лишали даже пищи и воды. Зимой 1942 года изменилась лагерная политика: больше не ставилась задача уничтожения заключенных с помощью непосильного труда, теперь требовалось максимально эффективное использование рабочей силы на благо нацистской военной машины. Благодаря этим изменениям с ноября 1942 года заключенные смогли получать посылки (с продовольствием, одеждой, предметами первой необходимости), которые спасли многие жизни.

Благодаря рабскому труду многочисленных военнопленных, политических заключенных и прочих узников, лагерь Гузен оказался весьма прибыльным. В мае 1943 года прямо на территории лагеря был построен завод для ускоренной обработки камня на месте, уже к концу года в Гузене производилась значительная часть всего немецкого гранита. Также лагерь был расширен за счет подземного авиационного завода.

Несмотря на то, что большая часть лагерных архивов была уничтожена, а из узников Гузена выжили лишь немногие, до нас все же дошла информация о музыкальной жизни заключенных. В то время как в Маутхаузене испанцы и чехи были движущей силой культурной жизни, в Гузене наибольшую активность проявляла группа хорошо образованных и политически сознательных польских заключенных. В промежутке между 1941 и 1945 годами небольшим оркестром лагеря руководил член секты свидетели Иеговы из Баварии Генрих Лютербах. Большинство музыкантов, однако, были поляками, и число их постоянно увеличивалось, поскольку в 1944 году в Гузен были депортированы многие музыканты Варшавской филармонии. Хотя лагерь располагался всего в нескольких километрах от Маутхаузена, оркестры никак не контактировали друг с другом, музыканты не могли обмениваться инструментами или партитурами. Сохранились также записи польского хора, который время от времени исполнял песни, написанные находившимися в заключении польскими композиторами Грацианом Гужинским и Любомиром Шопинским. Среди этих песен был гимн Гузена и лагерный марш.

В конце апреля 1945 года большая часть состава СС покинула лагерь, а 5 мая 1945 года американские танки вошли в Гузен и освободили его. Практически мгновенно лагерный воздух взорвался польским гимном и запестрел польскими флагами. Заключенные, которые ещё были в состоянии петь, разразились "Маршем Гузена", сочиненным Л. Шопински, а затем стали исполнять песни французского Сопротивления, а также "Марсельезу". Ещё до того, как смолкли последние звуки песни, группа польских и советских молодых заключенных набросилась на немецких и австрийских капо. За время всеобщих беспорядков на территории Гузена от рук освобожденных узников погибли несколько сотен бывших охранников, их тела были сожжены в общей могиле, а некоторых местных жителей заставили наблюдать за этим. Беспорядки продолжались несколько дней, пока американцам не удалось взять ситуацию под свой контроль.

Вид главных ворот и аппельплатца (площадки для перекличек) в концентрационном лагере Гузен, 5 мая, 1945. USHMM (11456), предоставлено Ялмар Лейк.

 

 

 

 

Список литературы

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins.  

Langbein, H., 1994. Against All Hope: Resistance in the Nazi Concentration Camps, 1938-45, New York: Paragon House.  

Marsálek, H., 1987. Konzentrationslager Gusen: ein Nebenlager des KZ Mauthausen, Vienna: Österreichische Lagergemeinschaft Mauthausen.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.  

Weinreich, R. ed., 2002. Verachtet, verfolgt, vergessen:Leiden und Widerstand der Zeugen Jehovas in der Grenzregion am Hochrhein im "Dritten Reich", Hausern: Signum Design.

View of the Gusen concentration camp after the liberation, Jun 27, 1945. USHMM (83816), courtesy of National Archives and Records Administration.

In the spring of 1944, a group of several hundred Italian prisoners from Gusen was working in a stone quarry in upper Austria.  Aware of the probable death sentence that this assignment entailed, the men spontaneously put down their tools and burst into the chorus of the revolutionary labour song ‘Avanti Popolo’, known to leftist workers all over Europe.  Shocked by this act of resistance, the SS immediately surrounded the men and began to shoot indiscriminately.  Many were killed immediately; the few survivors were distributed among other sub-camps, in an attempt to destroy any sense of solidarity between them.  This dramatic gesture of defiance was rare, but it speaks both to the level of political conviction and the harsh conditions that marked life in the Austrian concentration camp of Gusen, a sub-camp of Mauthausen.  Those sent to the camp were effectively destined for extermination through labour.

Construction on Gusen began in December 1939, and the first inmates arrived in the spring of 1940.  The camp was built because Mauthausen’s population was rapidly expanding, and it was expected that a vast labour camp system could be built around the profitable granite quarries in the region.  Thousands of Poles began to arrive, mainly from the resistance and the intelligentsia; like its model Mauthausen, the camp held primarily political prisoners and Nazi opponents.  The population expanded rapidly, including thousands of Russians, Spaniards, Yugoslavians, French and Hungarians.  As was typical of such camps, Jews were relegated to the bottom of the prisoner hierarchy, allowed no medical treatment, no winter clothing, and occasionally denied food and water. In the winter of 1942, emphasis shifted from destroying prisoners through labour to more efficiently exploiting them for the Nazi war machine.  As a result of this change, from November 1942 prisoners were allowed to receive care packages, which saved many lives.

Because of the vast supply of POWs, prisoners, and slave labourers, the camp proved highly profitable.  In May 1943 a factory was built directly on the camp grounds to speed up the production of finished stone; by the end of the year Gusen produced a substantial portion of German granite.  The camp was also expanded to include an underground factory for the construction of aeroplanes.

Despite the destruction of most records, and the relatively small number of survivors, there is some information about musical life at Gusen.  While Spaniards and Czechs were the driving force behind cultural activity at Mauthausen, at Gusen it was largely Polish prisoners, a highly educated and politically aware group.  Between 1941 and 1945 a small camp orchestra was led by the Bavarian Jehovah’s Witness Heinrich Lutterbach.  Most of the musicians, however, were Polish, and their numbers rose when, in 1944, many members of the Warsaw Philharmonic were deported there.  Although the camp was only a few kilometres from Mauthausen, the orchestras had no contact with one another, nor could they exchange instruments or music.  There are also records of a Polish choir that occasionally performed songs written by the imprisoned Polish composers Grazian Guzinski and Lubomir Szopinski, whose songs include a Gusen hymn and a camp marching song.

At the end of April 1945, most of the SS staff abandoned the camp, and on 5 May a single American tank entered to liberate it.  Almost immediately, the Polish national hymn burst out, and Polish flags were waved.  The prisoners who were still capable of singing burst into the ‘Gusen march’, composed by Szopinski, and then moved on to songs of the French resistance, including the Marseillaise.  Before the last verse of the French song had been completed, a group of Polish and Soviet youth began attacking the mostly German and Austrian kapos. At this time of general chaos, the prisoner revolt resulted in the deaths of several hundred guards – their corpses were burned in mass graves, and some of the surrounding population was forced to watch. These were days of anarchy, and it took several days for the Americans to gain control.

View of the main gate and Appellplatz (inspection square) at the Gusen concentration camp, May 5, 1945. USHMM (11456), courtesy of Hjalmer Lake.

Sources

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins.  

Langbein, H., 1994. Against All Hope: Resistance in the Nazi Concentration Camps, 1938-45, New York: Paragon House.  

Marsálek, H., 1987. Konzentrationslager Gusen: ein Nebenlager des KZ Mauthausen, Vienna: Österreichische Lagergemeinschaft Mauthausen.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.  

Weinreich, R. ed., 2002. Verachtet, verfolgt, vergessen:Leiden und Widerstand der Zeugen Jehovas in der Grenzregion am Hochrhein im "Dritten Reich", Hausern: Signum Design.