Пятиконечный идентификационный знак узницы трудового лагеря Кратцау-Ксрастава (филиала Гросс-Розена) Хелен Вотерфорд. Вотерфорд была заключенной лагеря с октября 1944 по май 1945. USHMM (N00098), предоставлено Хелен Вотерфорд.

Немецкий концентрационный лагерь СС Гросс-Розен был основан в августе 1940 года как филиал концлагеря Заксенхаузен. Со временем этот расположенный в гранитном карьере в Нижней Силезии лагерь разросся до большого независимого лагерного комплекса с обширной сетью собственных подразделений. Примерно 26 000 женщин содержалось в Гросс-Розене, здесь был наибольший процент концентрации женщин-заключенных среди всех нацистских лагерей. Хотя условия в женских лагерях были несколько лучше, чем в мужских, женщины также были вынуждены выполнять тяжелую физическую работу на фабриках, стройках и в сельском хозяйстве. В общей сложности в лагере Гросс-Розен умерло или было убито около 40 000 человек, большинство из них были евреями. Из выживших заключенных этого лагеря наибольшую известность приобрели люди, спасенные Оскаром Шиндлером. Этот нацистский бизнесмен сохранил жизнь многим из тех, кого нанял на работу на своем заводе боеприпасов, и которых, в конечном итоге, депортировали в филиал Гросс-Розена. СС начали эвакуацию Гросс-Розен  зимой 1944 года, и многие тысячи узников погибли в маршах смерти. Лагерь был освобожден Советской Армией в феврале 1945 года.

Музыка была частью повседневной жизни заключенных Гросс-Розена. Часто по воскресеньям устраивались представления, состоявшие из юмористических сценок и музыкальных номеров. Эти эстрадные концерты часто сопровождались выступлениями музыкального трио и певицы. Несмотря на окружающую обстановку, эти концерты пользовались популярностью у заключенных. Сохранились доказательства того, что регулярные культурные мероприятия в лагере проводились по приказу СС, чтобы отвлечь внимание заключенных. Один из принудительных концертов состоялся воскресеным днем летом 1943 года, когда

Все заключенные должны были уйти с улицы в свои бараки. Староста блока приказала нам задернуть шторы на окнах нашей комнаты и громко петь ... Когда стемнело, и нам позволили прекратить пение, мы отдернули занавески и увидели языки пламени, вырывавшиеся из трубы крематория. Стоял запах горелой плоти. На следующее утро по всему лагерю распространился слух, что два грузовика с польскими партизанами были привезены в лагерь и ликвидированы.

Это использование музыки для сокрытия творившихся в Гросс-Розене ужасов продолжалось до самого конца войны.

Список литературы

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Langbein, H., 1994. Against All Hope: Resistance in the Nazi Concentration Camps, 1938-45, New York: Paragon House.  

Weinreich, R. ed., 2002. Verachtet, verfolgt, vergessen:Leiden und Widerstand der Zeugen Jehovas in der Grenzregion am Hochrhein im "Dritten Reich", Hausern: Signum Design.

Five-sided badge issued to Helen Waterford identifying her as a prisoner from the Kratzau-Chrastava labor camp, a satellite camp of Gross Rosen. Waterford was interned at the camp from October 1944 to May 1945. USHMM (N00098), courtesy of Helen Waterford.

Opened in August 1940 as a sub-camp of Sachsenhausen, located near a stone quarry in lower Silesia, the concentration camp Gross-Rosen was to expand into a large camp complex with a vast network of its own sub-camps.  The approximately 26,000 women kept here made it a labour camp with one of the highest concentrations of female prisoners.  While conditions in the women’s camps were marginally better than those in the men’s camps, women were also forced to carry out difficult physical labour, in factories, construction and agriculture. In total, approximately 40,000 people died here, the majority of them Jews.  Of those who did survive, the most famous were those saved by Oskar Schindler, a Nazi businessman who saved the lives of many of those he hired to work at his munitions factory, and who were eventually deported to a Gross-Rosen sub-camp.  The SS began evacuating Gross-Rosen in the winter of 1944, and many thousands died during the death marches. The camp was liberated by the Soviets in February 1945.

Music was part of daily life in Gross-Rosen. Frequently on Sundays there were performances incorporating theatrical skits and music.  These variety shows were often accompanied by a three-piece band and a singer. Despite the context, these concerts were enormously popular with the prisoner audience. There is also evidence that the SS ordered cultural events for the purpose of distracting the camp population. One forced concert took place on a Sunday afternoon in the summer of 1943, when

all the prisoners had to come in off the street into their barracks.  In our room the block elder ordered us to cover the windows and to sing loudly ... as it became dark and we were allowed to stop singing, we opened the curtains and saw tongues of flame rising from the crematorium chimney.  One could smell the odour of burnt flesh.  The next morning the rumour spread throughout camp that two truckloads of Polish partisans had been brought to the camp and liquidated.

This use of music to conceal the horrors of the camp continued until the war’s end.

Sources

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Langbein, H., 1994. Against All Hope: Resistance in the Nazi Concentration Camps, 1938-45, New York: Paragon House.  

Weinreich, R. ed., 2002. Verachtet, verfolgt, vergessen:Leiden und Widerstand der Zeugen Jehovas in der Grenzregion am Hochrhein im "Dritten Reich", Hausern: Signum Design.