Уже на первом этапе функционирования системы нацистских концлагерей узники сочиняли новые слова на популярные мелодии, либо создавали новые песни. Эти лагерные песни, которые рассказывают о трудностях, ужасах и надеждах интернированных, являются особым музыкальным жанром. Отдельная категория лагерных песен - это гимны концентрационных лагерей. В отличие от прочих, эти песни имеют привязку к определенному месту, обычно название песни совпадало с местом ее создания. Они были официальными гимнами конкретных лагерей, и их мелодия была легко узнаваема.

"Болотные солдаты" - прототип лагерного гимна (1933-1936)

Один из первых гимнов концлагерей возник в 1933 году. Это была "Песня Бёргермора" (нем. Börgermoorlied), известная также как "Лагерная песня Бёргермора" (нем. Lagerlied von Börgermoor) или "Болотные солдаты" (нем. Moorsoldatenlied). В отличие от многих лагерных гимнов более позднего времени, "Песня Бёргермора" была написана заключенными не по приказу СС. Первое время исполнение песни было официально разрешено в лагере. Она быстро распространился внутри системы лагерей, а также за ее пределами как символ стремления заключенных к свободе. Песня стала прототипом для будущих гимнов концлагерей, потому что она пользовалась популярностью как у заключенных, так и у лагерной охраной. Несмотря на разрозненную информацию, сохранились еще с полдюжины концлагерных гимнов, созданных на этапе ранних концентрационных лагерей.

Концентрационный лагерь

Название/ Первая строка песни

Композитор или мелодия

Автор слов

Лихтенбург 

"Узник в темноте - это был я" (Ein Lichtehäftling war ich zwar) или "Я был узником Лихтенбурга" - первоначальная версия песни "Эстервеген" (Esterwegen)

Переделано из солдатской песни "Я парень из Эльстерской долины" (Ich bin ein Bub vom Elstertal)

Неизвестен

Эстервеген

"Эстервеген" или  "Песня Эстервергена (Esterwegenlied"), вариант песни "Я был узником Лихтенбурга" (Ein Lichtehäftling war ich zwar)

Переделано из солдатской песни "Я парень из Эльстерской долины" (Ich bin ein Bub vom Elstertal)

 

Неизвестен

Кислау, вероятно 1933 г.

"В Кислау ворота поднимаются вверх" (In Kislau gehn die Tore auf)

Композитор и  мелодия неизвестны

Неизвестен

Лихтенбург, ноябрь/декабрь 1933г.

"Песня лагеря Лихтенбург"
(Lichtenburger Lagerlied)

Композитор неизвестен

Учитель, о котором больше ничего неизвестно

Хеуберг, начало лета 1933 г.

"Песня узников Хеуберга"
(Lied der Heuberger) или "Песня Хеуберга" (Heuberglied)

Переделано из русской народной песни "Стенька Разин"

Неизвестен

Заксенбург, лето 1933 г.

"Песня Заксенбурга"
(Lied von Sachsenburg)

Переделано из песни Агитпропа "Рабочий ты живешь в нужде"
(Arbeitsmann, du lebst in Not)

Р. Зейдель или Руди Рейнворс

 

Гимны по заказу СС (1936-1946гг.)

Только после 1936 года и произошедших структурных преобразований в системе лагерей стал наблюдаться повышенный интерес к гимнам концентрационных лагерей со стороны лагерного начальства. Впоследствии многие коменданты стали настаивать на появлении собственных гимнов для повышения собственного престижа и престижа лагеря. Так было в случае с гимном Заксенхаузена, открытого в 1936 году "образцового лагеря" нового поколения концлагерей. "Песня Заксенхаузена" (нем. Sachsenhausenlied) или "Лагерная песня Заксенхаузена" (нем. Sachsenhausener Lagerlied) появилась после специального приказа коменданта лагеря зимой 1936/37 года. Спустя несколько лет исполнение этой песни было запрещено, но все же многие заключенные и даже охранники Заксенхаузена продолжали петь ее тайком. Похожая история и у "Песни Бухенвальда" (нем. Buchenwaldlied) или  "Лагерной песни Бухенвальда" (нем. Buchenwalder Lagerlied). В декабре 1938 года Артур Редль, комендант лагеря Бухенвальд, отдал заключенным по внутренней системе громкоговорителей приказ придумать песню лагеря. В результате, уже в конце декабря "Песня Бухенвальда" барабанила по головам заключенных. "Через двадцать четыре часа все вы должны знать ее! Завтра споете всю песню!" - звучала сопровождающая песню команда Редля. Через некоторое время песня была запрещена, потому что в эфире одной из иностранных радиостанций прозвучало, что ее композитор еврей. По-видимому, Редль лично обращался в Гестапо, чтобы добиться разрешения на исполнение "его" песни и получил его. Только в июне 1943 года, после того как переломился ход войны, руководство лагеря "обиделось" и "Песня Бухенвальда" была вновь запрещена.

"Марш стал нашим гимном, который мы пели при каждой возможности. Ее припев больше, чем что-либо другое, выражал наши надежды", - объяснял композитор Герман Леопольди причины популярности своего произведения. СС также ценил лагерные песни, поэтому их было принято создавать и петь в нацистских лагерях. В концентрационном лагере Вевельсбург бывший заключенный Бухенвальда создал на основе лагерной песни своего прежнего лагеря песню "О Вевельсбург, я не могу забыть тебя!" (нем. О Wewelsburg, ich kann dicht nicht vergessen!). Предположительно, за свое творение он получил гонорар - 20 рейсхмарок от благодарного коменданта. На основе "Песни Бухенвальда" был создан и лагерный гимн в Tреблинке под названием "Песня Треблинки" (нем. Treblinkalied) или "Лагерная песня Треблинки" (нем. Lied von Treblinka). В отличии от других концлагерных гимнов, эта песня призывает заключенных к подобострастию, повиновению и дисциплине. По-видимому, на ее содержание повлиял автор Курт Хуберт Франц, заместитель коменданта лагеря, прежде работавший в концентрационном лагере Бухенвальд.

После того, как незадолго до гибели автор "Песни Бухенвальда" Фриц Лёнер-Беда был переведен в Буна-Моновиц, он написал там "Песню лагеря Буна" (нем. Buna-Lied). С другой стороны, гимн лагеря Нойенгамме появился благодаря песенному конкурсу среди заключенных, в котором участвовало более тридцати песен. Этот конкурс проходил весной 1942 года под руководством старшего капо лагеря и с ведома лагерного начальства. Выбор пал на песню "Концентрационаре" (нем. Konzentrationäre). С небольшими изменениями она также известна как "Лагерная песня Нойенгамме" (нем. Neuengammer Lagerlied). Возможно, эти искажения могли возникнуть при распространении песни среди заключенных. Все это также доказывает, что песня звучала в повседневной жизни лагеря и была весьма популярна. Во многих лагерях официальные гимны регулярно исполнялись во время перекличек, маршей заключенных на работу, физических упражнений или при обследованиях. С другой стороны, эти песни хорошо воспринимались не только эсэсовцами, но и заключенными. Таким образом, песни, созданные по приказу, превращались в любимые песни заключенных. Это происходило потому, что песни создавались в большинстве случаев самими заключенными, они заканчивались на позитивной ноте, и в целом выражали надежду и чувства заключенных в завуалированном, а иногда даже в откровенном виде. В любом случае гимны концлагерей – по крайней мере, на какое-то время – прочно интегрировались в распорядок лагерной жизни и получали официальный характер.

Другие песни, связанные конкретными лагерями

Официально одобренные эсэсовцами лагерные гимны отличаются от других песен лагеря, в которых также выдвинуто на первый план определенное местоположение лагеря, но которые едва ли могли быть приняты СС из-за своего протестного характера. Вот только один пример – "Песню Дахау" (нем. Dachaulied), известную также под названием "Труд освобождает" (нем. Arbeit macht frei) написали в 1938 году в концентрационном лагере Дахау поэт Юра Зойфер и композитор Герберт Циппер. Песня появилась под впечатлением от надписи на главных воротах лагеря. В отличие от двуличных песен, написанных по заказу СС, это произведение имеет ярко выраженный обвинительный характер. Песня быстро распространилась среди заключенных, ее мелодия менялась несколько раз. Как и “Болотные солдаты”, эта песня стала известна за пределами Германии. Другие лагерные песни, которые отдаленно напоминают гимны лагерей, никогда бы не получили одобрения СС (например, из-за того, что они были не на немецком языке или поднимали острые и/или нежелательные проблемы). Так в "Песне Освенцима" (нем. Auschwitzlied), созданной поэтом Камилем Шпильбихлером в соавторстве с интернированным евреем или Марго Бакнер на мелодию песни "Где волны северного моря" (нем. Wo die Nordseewellen), лагерь называют "проклятым", заброшенным местом, которое ненавидят заключенные. Почти то же самое можно сказать и о "Песне Равенсбрюка" (нем. Ravensbrücklied), созданной после 1942 года советскими заключенными лагеря Равенсбрюк на мелодию русской народной песни. Хотя тема этой песни более узкая, чем у "Песни Освенцима", она рассказывает о  русских женщинах, униженных нацистами за коммунистические убеждения.


Географические привязки или привязки к месту не являются исключительной особенностью гимнов концлагерей, они встречаются и в других лагерных песнях. Названия разнообразны: в них фигурируют как общие лагерные мотивы (например, "Колючая проволока", "Ограждение", "Kaпo", "Лагерь") так и приблизительные топографические ориентиры (например, "Прямо возле Гамбурга", "Между Вайщезлем и Солой", "На краю леса") или явные географические названия в (например, "Высланный далеко на север Эмсланда" или "Серенада Вестерборка"). На место могут указывать и простые намеки, порой этого было достаточно для заключенных, чтобы догадаться о  местоположении. С точки зрения психологии это укрепляло влияние лагерных песен на их исполнителей и отождествляло их с заключенными, которые были привязаны к определенному местоположению лагеря.

Список литературы

Ausländer, Fietje / Brandt, Susanne / Fackler, Guido: „O Bittre Zeit. Lagerlieder 1933 bis 1945“. Ed. by Dokumentations- und Informationszentrum (DIZ) Emslandlager, Papenburg, in cooperation with musik archive of Akademie der Künste, Berlin, and Deutsches Rundfunkarchiv (DRA), Potsdam-Babelsberg/Wiesbaden. Papenburg: DIZ Emslandlager, 2006 (http://www.diz-emslandlager.de/cd03.htm, mail@diz-emslandlager.de). – 3-cd-collection with recordings and informations to the above mentioned concentration camp anthems and camp songs.

Fackler, Guido: „Des Lagers Stimme” – Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936. Mit einer Darstellung der weiteren Entwicklung bis 1945 und einer Biblio-/Mediographie (DIZ-Schriften, Bd. 11). Bremen: Edition Temmen, 2000, especially 245-265, 275-278-281, 335-340.

Fackler, Guido: „Machts ein eigenes Lagerlied ...“ – Liedwettbewerbe im KZ. In: Dietrich Helms / Thomas Phleps (Hg.): Keiner wird gewinnen. Populäre Musik im Wettbewerb (Beiträge zur Popularmusikforschung, Bd. 33). Bielefeld: Typoscript, 2005, S. 57-81.

Fackler, Guido: Lied und Gesang im KZ. In: Lied und populäre Kultur/Song and Popular Culture. Jahrbuch des deutschen Volksliedsarchivs 46 (2001), S. 141-198.

Lieder aus den faschistischen Konzentrationslagern. Zusammengestellt von Inge Lammel und Günter Hofmeyer. Veröffentlichung der Deutschen Akademie der Künste zu Berlin, Sektion Musik, Abteilung Arbeiterlied (Das Lied – Im Kampf geboren, Heft 7). Leipzig 1962. – Enthält Text und Melodie vieler KZ-Hymnen und Lagerlieder.

Staar, Sonja: Kunst, Widerstand und Lagerkultur. Eine Dokumentation (Buchenwaldheft 27). Weimar-Buchenwald 1987, especially 14-18.

Even in the first years of the Nazi concentration camp system, prisoners were composing new texts for well-known melodies or entirely new songs. These camp songs, which tell of the hardships, fears and hopes of the internees, comprise a music genre of their own.  A subgenre of this group is represented by concentration camp anthems.  In contrast to other camp songs, the anthems’ content refers to a specific site, usually named in the title, and they served as a type of official, recognisable melody of that particular camp.

'Moorsoldatenlied' as a prototype (1933-1936)

One of the earliest concentration camp anthems, the 'Börgermoorlied' (Song of Börgermoor), also known as 'Lagerlied von Börgermoor' (Camp song of Börgermoor) or  'Moorsoldatenlied' (Song of the peat bog soldiers) originated in 1933.  Unlike many of the later anthems it was created independently of the SS and at first allowed to be played officially.  It soon spread within and outside of the camp system as a symbol of the prisoners’ desire for self-determination.  It became the prototype for future concentration camp anthems because it was much beloved, even by watch tower guards.  Though information is often fragmentary, there are an additional half dozen concentration camp anthems from the early phase of the concentration camp system alone.

Concentration Camp

Title/ Opening line of song

Composer or Melody

Lyricist

Lichtenburg

'Ein Lichtehäftling war ich zwar' (A Prisoner without light was I indeed), Original version from 'Esterwegen'

Adapted from the soldiers’ song 'Ich bin ein Bub vom Elstertal' (I am a boy from Elster Valley)

Unknown

Esterwegen

'Esterwegen' or  'Esterwegenlied' (Song of Esterwegen), variation of 'Ein Lichtehäftling war ich zwar' (I’ve been a prisoner of Lichtenburg)

 Adapted from the soldiers’ song 'Ich bin ein Bub vom Elstertal'

Unknown

Kislau, probably 1933

'In Kislau gehn die Tore auf'(In Kislau the Gates Go Up)

Composer and melody unknown

Unknown

Lichtenburg,

November/

December  1933

'Lichtenburger Lagerlied' (Lichtenburg Camp Song)

Composer unknown

A teacher about whom nothing further is known

Heuberg, Early Summer 1933

'Lied der Heuberger' (Song of the Heuberg Prisoners) or 'Heuberglied' (Heuberg Song)

Adapted from the Russian folk song 'Stenka Rasin'

Unknown

Sachsenburg, Summer 1933

'Lied von Sachsenburg' (Song of Sachsenburg)

Adapted from the Agitprop song 'Arbeitsmann, du lebst in Not' (Worker, You’re Living in Need)

R. Seidel or Rudi Reinwarth


Anthems as contract works for the SS (1936-1946)

Only after 1936 and the structural transformation of the camp system does one observe an increased interest in concentration camp anthems by the camp leadership.  Afterwards, many camp commanders demanded that their camps acquire their own anthems to raise their profile.  This was the case with the anthem of Sachenhausen, 'model camp' of the new concentration camp generation since 1936.  The 'Sachsenhausenlied' (Song of Sachsenhausen) or  'Sachsenhausener Lagerlied' (Sachsenhausen Camp Song) grew out of a special directive of its commandant in the winter of 1936-37.  Though it was prohibited a few years later, many prisoners, like many watch tower guards, secretly held on to it.  A similar genesis can be shown for the 'Buchenwaldlied' (Song of Buchenwald) or 'Buchenwalder Lagerlied' (Buchenwald Camp Song).  In December 1938, Arthur Rödl, Detention Camp Leader at Buchenwald, ordered the prisoners over the internal loudspeaker system to make suggestions for a camp song.  By the end of December the resulting 'Song of Buchenwald' was drummed into the heads of the prisoners.  'In twenty-four hours all of you must know it!  Tomorrow sing the whole song!,' rang Rödl’s accompanying command. 

For a while the song was not allowed to be performed, because after playing it a foreign radio station was supposed to have mentioned that its composer was Jewish.  Apparently, Rödl personally intervened with the Gestapo until 'his' song could be performed again.  Only after the course of the war had changed did the camp leadership take offence, and its performance was prohibited after June 1943.

'The march became our anthem, which we sang at every opportunity. More than anything else, its refrain became an expression of our hopes,' said Hermann Leopoldi, composer of the 'Song of Buchenwald', of the reason for the song’s popularity.  Because the SS valued it as well, it was adopted by other camps.  In the song 'O Wewelsburg, ich kann dicht nicht vergessen!' (Oh Wewelsburg, I cannot forget you!), a former Buchenwald prisoner in the concentration camp Wewelsburg created a variation heavily indebted to the 'Song of Buchenwald', for which he supposedly was compensated with 20 Reichsmarks from the thankful commandant.  A contrafact of the 'Song of Buchenwald' was created in the 'Treblinkalied' or 'Lied von Treblinka' (Song of Treblinka/Treblinka Song).  In distinction to other concentration camp anthems, this song calls for the subservience, obedience, and discipline of the prisoners, presumably because it was composed by Kurt Hubert Franz, a deputy camp commandant formerly active in the concentration camp at Buchenwald. 

Fritz Löhner-Beda,After the author of the 'Song of Buchenwald', was transferred to Auschwitz-Buna (Monowitz), where he was murdered. During his time there, he wrote the 'Buna-Lied' (Song of Buna).  The anthem of Neuengamme owes its creation, on the other hand, to a song competition that had over thirty entries.  This competition took place in spring 1942 under the supervision of the most senior camp prisoner and with the knowledge of the camp leadership.  The song 'Konzentrationäre' (Concentrationaires) was chosen.  It is also known as the 'Neuengammer Lagerlied' (Neuengamme Camp Song), with slight variations from the original.  In part, these can be located in the distortion that would have been caused through the song’s transmission amongst prisoners.  Yet this also proves the active use of the song in the camp’s everyday life, and its popularity. 

In many camps, the official anthems were regularly sung during roll call, marching, exercises or at observations.  On the other hand, they were not only accepted by the SS, but also by the prisoners,  so they transformed from contract work done for the camp leadership to songs of the prisoners.  This was because they came mostly from the prisoners, ended on a positive note, and in general expressed prisoners’ hopes and emotions, usually in a coded tones, but at times more overtly.  In any case, the concentration camp anthems were – at least for a time – firmly integrated into the daily routine of the camp and thereby attained an official character.    

Other camp songs with references to place

The SS’s official endorsement of the camp anthems distinguishes them from other camp songs, which similarly highlight a specific camp location, but would hardly have been accepted by the SS as camp anthems because of their explicitly resistant character.  One example is the 'Dachaulied' (Song of Dachau), also known as 'Arbeit macht frei' (Work Sets One Free, with lyrics by Jura Soyfer and music by Herbert Zipper).  It was composed in 1938 and inspired by the inscription on the camp gate.  In contrast to the Janus-face of the songs commissioned by the SS, it takes an accusatory stance.  After quickly spreading amongst prisoners, it was set to music several times and, like the 'Song of the peat bog soldiers', even became known outside of Germany.  Other camp songs that superficially resemble camp anthems would never have been approved by the SS because, for example, they were not in German or raised critical and/or objectionable issues.  Thus in the 'Auschwitzlied' (Song of Auschwitz, concentration/death camp Auschwitz, with lyrics by Camille Spielbichler and an unnamed interned Jew or Margot Bachner), sung to the melody of 'Wo die Nordseewellen' (Where the Waves of the North Sea), the camp is decried as 'accursed', a provincial spot hated by the prisoners.  Much the same can be said for the 'Ravensbrücklied' (Song of Ravensbrück, after 1942, with lyrics by two Soviet prisoners and a melody adapted from a Russian folk song).  Though it is more restrained in its formulation, it addresses itself to the Russian women flatly disparaged as communists by the Nazis.

References to place, therefore, are not the exclusive characteristic of concentration camp anthems, but can be found amongst a wider range of camp songs.  This can extend from general camp motifs (e.g. 'Barbed wire,' 'Enclosure', 'Kapo', 'Camp') to rough topographic orientation (e.g. 'Right near Hamburg', 'Between Weichsel and Sola', 'On the edge of the forest') to the explicit naming of names in the text or title (e.g. 'Fern verbannt nach Emslands Norden' (Banished far away to the north of Emsland), 'Westerbork serenade'.  As vague as the references to place may be, simple hints often sufficed for the prisoners to guess the location.  From a psychological-mental point of view, this strengthened the effect of such camp songs on the singers and created a collective identity as a camp prisoner that was tied to the specific location of the camp.

Sources

Ausländer, Fietje / Brandt, Susanne / Fackler, Guido: „O Bittre Zeit. Lagerlieder 1933 bis 1945“. Ed. by Dokumentations- und Informationszentrum (DIZ) Emslandlager, Papenburg, in cooperation with musik archive of Akademie der Künste, Berlin, and Deutsches Rundfunkarchiv (DRA), Potsdam-Babelsberg/Wiesbaden. Papenburg: DIZ Emslandlager, 2006 (http://www.diz-emslandlager.de/cd03.htm, mail@diz-emslandlager.de). – 3-cd-collection with recordings and informations to the above mentioned concentration camp anthems and camp songs.

Fackler, Guido: „Des Lagers Stimme” – Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936. Mit einer Darstellung der weiteren Entwicklung bis 1945 und einer Biblio-/Mediographie (DIZ-Schriften, Bd. 11). Bremen: Edition Temmen, 2000, especially 245-265, 275-278-281, 335-340.

Fackler, Guido: „Machts ein eigenes Lagerlied ...“ – Liedwettbewerbe im KZ. In: Dietrich Helms / Thomas Phleps (Hg.): Keiner wird gewinnen. Populäre Musik im Wettbewerb (Beiträge zur Popularmusikforschung, Bd. 33). Bielefeld: Typoscript, 2005, S. 57-81.

Fackler, Guido: Lied und Gesang im KZ. In: Lied und populäre Kultur/Song and Popular Culture. Jahrbuch des deutschen Volksliedsarchivs 46 (2001), S. 141-198.

Lieder aus den faschistischen Konzentrationslagern. Zusammengestellt von Inge Lammel und Günter Hofmeyer. Veröffentlichung der Deutschen Akademie der Künste zu Berlin, Sektion Musik, Abteilung Arbeiterlied (Das Lied – Im Kampf geboren, Heft 7). Leipzig 1962. – Enthält Text und Melodie vieler KZ-Hymnen und Lagerlieder.

Staar, Sonja: Kunst, Widerstand und Lagerkultur. Eine Dokumentation (Buchenwaldheft 27). Weimar-Buchenwald 1987, especially 14-18.