Органист и композитор Зигфрид Вюрцбургер родился 29 мая 1877 года во Франкфурте-на-Майне. В детстве он брал уроки пения и игры на фортепиано, а позднее изучал теорию музыки и учился по классу фортепиано у Айвана Кнолля в Консерватории Хоха. Также он брал уроки игры на органе у Карла Брайденштайна, преподавателя Консерватории и руководителя хора Большой синагоги во Франкфурте. В 1907 году  Вюрцбюргер женился на пианистке и преподавательнице музыки Гертруде Хирш и организовал частную музыкальную школу. Он преподавал игру на фортепиано и органе, а также пение. Вместе с женой Вюрцбургер основал местный музыкальный юношеский конкурс "Молодые музыканты" (нем. Jugend musiziert).

С 1911 года вплоть до печально известного погрома Хрустальная ночь (9-10 ноября 1938 г.), Вюрцбургер служил органистом во Франкфуртской Синагоге в районе Вестенд. Он демонстрировал высочайшее исполнительское мастерство как во время музыкального сопровождения религиозных служб, так и во время сольных концертов в синагоге. С рождения Зигфрид Вюрцбургер был почти слеп и его музыкальная одаренность была во многом определена прекрасным музыкальным слухом. Зачастую играя во время молитв он импровизировал (особенно до и после литургии) Большинство из этих импровизаций основывались на музыкальных темах, почерпнутых в еврейской литургической музыке.  Также Вюрцбургер исполнял органные пьесы великих мастеров, таких как Иоганн Себастьян Бах и Дитрих Букстехуде. После 1933 года, Зигфрид Вюрцбургер занял ведущую позицию в Еврейской культурной ассоциацией Идишер Культурбунд (нем. Jüdischer Kulturbund), в которой с 1933 по 1941 год при поддержке нацистов работали немецкие творческие люди еврейского происхождения. Вюрцбургер принимал участие во многих концертах Идишер Культурбунд в качестве солиста и как аккомпаниатора.

Но Вюрцбургер относится к органу не только как к источнику финансовой стабильности. На досуге он читает книги Альберта Швайцера, посвященные органу, и со временем начинает прекрасно разбираться в технических аспектах устройства этого инструмента. Увлечение Вюрцбургера вылилось в появление в доме музыканта необычного механизма, который позволил присоединить к простому фортепиано органную педаль. Это устройство давало Вюрцбургеру возможность играть на фортепиано как на органе, так что музыкант смог упражняться и давать уроки по технике игры на органе на дому.

Только две органные пьесы из многих сочинений Вюрцбургера чудом уцелели: это "Пассакалия на "Moaus-zur" (ок. 1933г.) и "Пассакалия и фуга на тему "Коль Нидрей" (ок. 1933г.). Ученица Вюрцбургера Марта Зоммер Хирш сумела вывезти эти рукописи в Соединенные Штаты. Позднее она передала их младшему сыну Вюрцбургера – Кеннету Ворду (ранее Карлу Роберту Вюрцбургеру), которого успели эвакуировать в Англию с последним "Детским транспортом" (нем. Kindertransport) за девять месяцев до начала Второй Мировой Войны.

"Пассакалия и фуга" основана на главной молитве праздника Йом Кипур – "Коль Нидрей", которую произносят в начале вечерней службы после того, как свитки Торы достают из арон-а-кодеш. Этой молитвой верующие просят освободить их от всех невыполненных обетов, зароков и клятв, которые они дали непредусмотрительно. В апреле 1934 года это сочинение Вюрцбургера впервые прозвучало в Висбаденской синагоге в исполнении автора.

Стиль Вюрцбургера продолжает традиции прелюдий, фуг и органных вариаций композиторов школы Йозефа Райнбергера, чьи произведения отличает нарочитая реалистичность и пристальное вниманием к отдельным деталям. Благодаря использованию полифонического стиля (многоголосия), это произведение Вюрцбургера легко вписывается в жанр религиозной музыки Gebrauchsfuge, в котором симметрическое использование темы доминирует над современным стилем.

Даже если бы Вюрцбургер не оставил после себя значительное и уникальное наследие органной музыки, он всё равно остался бы значимой для музыкального мира фигурой как преподаватель органной музыки. Из его школы вышли многочисленные музыканты-органисты, некоторые ученики Вюрцбургера, оказавшись в эмиграции, продолжили немецко-еврейские традиции органной музыки. Особый вклад внесли те ученики, которые помогали Вюрцбургеру и подменяли его за органом в синагоге Вестенда: Марта Зоммер Хирш (родилась в 1918 году, в 1939 году эмигрировала через Голландию и Англию в Соединенные Штаты, где проработала 44 года органисткой Конгрегации Хабоним в Нью-Йорке); сын Вюрцбургера Вальтер (1914-1995гг, эмигрировал в 1933 году во Францию, продолжил свои занятия композицией в 1940 году в Австралии и поселился в Англии в 1951 году;  в дальнейшем он не работал органистом, но написал два сочинения для органа: Фугу в 1943 году, а также Прелюдию и Фугу в 1991 году, оба эти сочинения посвящены Уве Радоку). Особенно ценным является вклад Герберта Фромма, талантливого органиста, одного из самых плодовитых композиторов реформисткой синагоги, который оставил обширное и разнообразное творческое наследие.

Из-за слепоты самого Вюрцбургера и тяжелой астмы его старшего сына Ханса, семья органиста не покинула родину. 19 октября 1941 года Вюрцбургер с женой и сыном были депортированы в Лодзь. Он был убит 12 февраля 1942 года.

Tина Фрюхоф

Список литературы

Frühauf, T. (2005). Orgel und Orgelmusik in deutsch-jüdischer Kultur. Hildesheim: Georg Olms.

Frühauf, T. (2009). The organ and its music in German-Jewish culture. New York: Oxford University Press.

Ward, K. (2006). … And then the music stopped playing. Suffolk: Braiswick.

The organist and composer Siegfried Würzburger was born on 29 May 1877 in Frankfurt am Main.  During his youth he received private lessons in singing and piano.  Later he studied piano and theory with Iwan Knoll at the Hoch’sches Konservatorium.  He also took organ lessons with Carl Breidenstein, a teacher at the conservatory and choir director at the Great Synagogue in Frankfurt.  Upon marrying the pianist and pedagogue Gertrud Hirsch in 1907, Würzburger founded a private music school.  He taught organ as well as piano and voice.  Together with his wife they founded the local youth music festival Jugend musiziert.

From 1911 until Kristallnacht (9-10 November 1938), Würzburger served Frankfurt’s Westend Synagogue as organist.  He showed his deep commitment to the organ both as a performer in Jewish worship and as a soloist in concerts held at the synagogue.  Almost blind from a congenital disability, his musicality was defined by extremely good aural skills.  In prayer services he often improvised, especially before and after the liturgy.  Most of his improvisations were based on musical themes taken from Jewish liturgical music. But he also played the organ literature of the great masters, including Johann Sebastian Bach and Dietrich Buxtehude.  After 1933, Siegfried Würzburger also held an important position in the Jüdischer Kulturbund (an all-Jewish performing arts ensemble maintained by the Nazis between 1933 and 1941) where he performed in many concerts, both as soloist and as accompanist.

But Würzburger’s relationship to the organ went far beyond merely playing to earn his living.  In his spare time he read Albert Schweitzer’s books on the organ and developed a very good technical understanding of the instrument. His connection to the organ is reflected in a highly unusual construction in his home.  There he installed an organ pedal, which, through a special mechanism could be attached to the piano. Thus the piano could be converted and played like an organ.  This enabled Würzburger to practice at home and give lessons in organ playing technique.

Two of his organ compositions have survived, the Passacaglia über “Moaus-zur” (ca. 1933) and the Passacaglia und Fugue über “Kol Nidrei” (ca. 1933), through his student Martha Sommer Hirsch, who brought the manuscripts with her to the United States.  She later sent them to Würzburger’s youngest child Kenneth Ward (formerly Karl Robert Würzburger), who was brought to England with the last Kindertransport, (rescue mission for Jewish children) that took place nine months prior to the outbreak of the Second World War.

The Passacaglia and Fugue is based on the central prayer of Yom Kippur, Kol Nidrei, which is recited at the beginning of the evening service right after the Torah scrolls are taken out of the ark.  The Aramaic prayer is a kind of declaration in which all personal vows made to God are annulled.  Würzburger himself played the premiere at the Wiesbaden Synagogue in April 1934.

Würzburger’s style follows the many preludes, fugues, and variations for organ of composers in the tradition of Joseph Rheinberger, who produced solid works with deliberate objectivity and individual features.  Because of its (polyphonic) style, the Fugue easily fits into the church music genre of the Gebrauchsfuge, in which the symmetrical use of the theme dominates over contemporary style.

If Siegfried Würzburger did not leave behind a substantial and unique repertoire for organ, he was considerably more influential as an organ teacher.  Indeed, his work as pedagogue is of special importance, considering the many organists who came out of his school.  Some of these would continue the German-Jewish organ tradition, at least in part, as emigrants, most notably the following three who had also served as organ substitutes at the Westend Synagogue before emigrating: Martha Sommer Hirsch (b. 1918), who in 1939 left via Holland and England for the United States, where she worked for 44 years as organist at the Congregation Habonim in New York City; Würzburger’s son Walter (1914–95), who emigrated in 1933 to France, continuing his studies in composition from 1940 onwards in Australia, and settling in 1951 in England.  (Although he never worked as organist again, he composed two works for organ, a Fugue in 1943 and a Prelude and Fugue in 1991, both dedicated to  fellow emigrant and musician Uwe Radok); and especially Herbert Fromm, a talented organist who became one of the most prolific composers for the Reform Synagogue, leaving behind a vast oeuvre of different genres.

Because of Würzburger’s near blindness and the severe asthma of his oldest son Hans, emigration was impossible. On 21 October 1941 Würzburger, together with his wife and son, were deported to the Łódź ghetto. He died there of frailty and cold at 26 Gnesen Strasse on 12 February 1942, in the arms of his student Fritz Schafranek.

By Tina Frühauf

Sources

Frühauf, T. (2005). Orgel und Orgelmusik in deutsch-jüdischer Kultur. Hildesheim: Georg Olms.

Frühauf, T. (2009). The organ and its music in German-Jewish culture. New York: Oxford University Press.

Ward, K. (2006). … And then the music stopped playing. Suffolk: Braiswick.