Писатель, поэт и учитель идишской литературы Йешаягу Шпигл вырос в Лодзи, там он получил традиционное образование, а затем продолжил обучение в государственной школе. Позднее он преподавал идиш и идишскую литературу в идишских школах Бунда (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России) в Лодзинском гетто. С 1940 года и до ликвидации гетто в августе 1944 года Шпигл работал в различных отделах Юденрата (Еврейского Совета). В августе 1944 года он был депортирован в Освенцим и до окончания войны работал в разных трудовых лагерях.


В 1922 году были опубликованы первые стихи Шпигла на идиш, а в 1930 году вышел его первый поэтический сборник "Лицом к солнцу" (ид. трансл. Mitn Punim tsu der). Накануне Второй мировой войны у Шпигла был готов второй сборник стихов. Этот сборник, а также многие переводы и подборка историй о ткачах-евреях из бедняцкого квартала, в котором вырос Йешаягу Шпигл, были утрачены.

Шпигл был одним из самых плодовитых и популярных писателей Лодзинского гетто, он создал многочисленные прозаические и поэтические произведения. Его поэма "Закрой глазки" (ид. трансл. Makh Tsu di Eygelekh), положенная на музыку Давида Бейгельмана, прозвучала в театре гетто в присутствии председателя Юденрата Хаима Румковского. Румковский был столь возмущен услышанным, что тут же приказал убрать из гетто Шпигла, этого деморализующего остальных узников человека.

Во время ликвидации гетто в августе 1944 года Шпигл сумел спрятать часть своих записей в подвале, а остальные он увез с собой в Освенцим. Как это ни удивительно, вернувшись в Лодзь после освобождения, Шпигл сумел отыскать шестнадцать спрятанных в подвале рукописей. Остальные он восстановил по памяти и издал их вместе с другими произведениями, созданными в годы войны. 

В произведениях Шпигла, созданных в гетто, нашли отражение проблемы,  волновавшие автора: нехватка общения с "внешним миром" и отсутствие вооруженного движения сопротивления среди узников гетто. Его произведения позволяют живо представить внутренний мир обитателей гетто, их взаимоотношения, их страдания от голода и угнетений.

После освобождения в 1945 году Шпигл вернулся в Лодзь, где и проживал до переезда в Варшаву в 1948 году. В Варшаве он жил до 1950 года, а позднее переехал в Израиль. Оставшуюся часть своей жизни в Израиле он также посвятил творчеству на идиш.

Гила Флам

Список литературы

Portrait of an Author – Yeshayahu Shpigl: Selected Sources about the Author and His Works, Tel Aviv, 1985 (in Hebrew)

Yeshayahu Shpigl Jubilee Book, 2 vols. Tel Aviv, 1986 (in Yiddish)

A writer, poet and teacher of Yiddish literature, Shpigl grew up in Łódź where he received a traditional education, going on to study in a public school.  Later he taught Yiddish and Yiddish literature at the Bund’s Yiddish schools, remaining in the Łódź ghetto throughout its existence.  From 1940 until the ghetto’s liquidation in August 1944, Shpigl was employed in various departments of the Judenrat (Jewish Council).  In August 1944 he was deported to Auschwitz and spent the rest of the war in a number of different labour camps.

Shpigl’s first Yiddish poems were published in 1922, and in 1930 his first book of poetry appeared in print, Mitn Punim tsu der Zun (Facing the Sun).  His second book of poems was ready for publication on the eve of World War Two. That, as well as a collection of stories about the Jewish weavers in the slum quarter where he had grown up, and Yiddish translations of a variety of other works, were subsequently lost.

Shpigl was one of the most prolific and important writers in the ghetto and composed many short stories and poems during his time there.  One of two poems set to music by Dovid Beyglman and performed in the ghetto theatre – ‘Makh tsu di eygelekh’ (Close your eyes) – was performed in the presence of Khayim Rumkowski, the Judenrat chairman.  It proved too shocking for Rumkowski, who promptly ordered that Shpigl be driven out of the ghetto lest the inmates become too demoralised.

When the ghetto was liquidated in August 1944, Shpigl hid some of his writings in a cellar and took the rest with him to Auschwitz. Astonishingly, after the Liberation he returned to Łódź, and found the manuscripts of sixteen of the stories he had hidden there.  He reconstructed the rest from memory and published them alongside others he had composed during the war. 

Shpigl’s ghetto writings reflect his most acute concerns: the lack of contact with the world outside and the absence of an armed resistance movement in the ghetto.  His stories deal with the inner life of ghetto inmates as well as the relationships between them, and he describes their hunger and suffering very vividly. 

Shpigl returned to Łódź after his liberation, living there from 1945 to 1948. He then moved to Warsaw and lived there until 1950.  From 1950 until his death he lived in Israel, all the while continuing to write in Yiddish.

By Gila Flam

Sources

Portrait of an Author – Yeshayahu Shpigl: Selected Sources about the Author and His Works, Tel Aviv, 1985 (in Hebrew)

Yeshayahu Shpigl Jubilee Book, 2 vols. Tel Aviv, 1986 (in Yiddish)